Нет, я - увы! - не съездила в Москву. Я сходила на прямую трансляцию "Спартака" Григоровича в киноцентр "Формула кино Галерея". 450 рублей, почти пустой зал (кроме нас с мамой - Женька не пошла, глупая - было 8 человек) и - знаете что? Мне понравилось. Разумеется, с походом в Большой это не сравнится, да и вообще, театр есть театр, но для первого ознакомления (я раньше только "Спартака" Якобсона смотрела) вполне ничего себе! Отличная альтернатива дорогостоящим или недоступным походам в театр.
Кстати, в той же Формуле кино начался сезон трансляций из Metropolitan Opera. На некоторые я бы сходила...Короче, эмоции у меня почти что самые положительные.
Танцевальный состав выглядел следующим образом:
Спартак - Михаил Лобухин
Фригия - Анна Никулина
Красс - Владислав Лантратов
Эгина - Светлана Захарова
Это если в целом. А если желаете детального анализа (впечатления о постановках Якобсона и Григоровича, исполнении и явлении "балет в кино") - добро пожаловать под
простыню кат)))
Техническая сторона - трансляция и "балет в кино"читать дальше
Идти в кино, чтобы посмотреть балет - это, конечно, тот еще хоккей на траве. В смысле извращение. Но абсолютно, с моей точки зрения, оправданное (см. выше). Зрители во многих точках мира получают возможность присутствовать как бы живьем на уникальном, в общем-то, мероприятии. Это ли не достижение современности.
Качество трансляции (за исключением пары моментов) достаточно высокое, есть крупные планы (фиг бы я в Большом так Красса рассмотрела!), есть общие. В принципе, фокус выдержан верно, я почти не чувствовала ограничения обзора (ну, во всяком случае, по сравнению с тем, что ожидала - предыдущие съемки были значительно хуже). Был эффект присутствия в зале - снимали не только спектакль, но и оркестр, зал, за кулисами (!) и даже фойе. По меньшей мере, мне было любопытно))
Малину несколько подпортили горе-техники самого кинотеатра, которые не сориентировались по формату (телевизионный, а не киношный) и первый акт мы смотрели с обрезанными ногами. Потом мы пожаловались - стало лучше.
Бонусами были интервью с Васильевым и Аберхаевой в антрактах. И съемки сцены за занавесом, конечно
А еще меня впечатлила мадам, которая "вела" вечер: она выдавала кусочки информации о балете, причем сначала на русском, затем на французском, а потом и на английском - причем на всех трех языках лепетала вполне сносно, хоть и не безупречно. Под конец, конечно, она здорово устала и стала сбиваться (надо думать - с тремя языками-то!), но я все равно считаю, что она титанида. Костюмы и постановкичитать дальше
Что касается постановок, то обе (и Якобсона, и Григоровича) очень яркие и запоминающиеся. Одна - более классическая, с яркими костюмами, звоном мечей и роскошными декорациями. Другая - монументальная, сдержанная, почти монохромная, с четко выстроенной геометрией поз и сцен. Мне, наверное, все же ближе якобсоновская, с его яркостью, великолепием костюмов и искрами от ударов мечей. И танцы (у кордебалета) там как-то поярче, поинтереснее. Хотя есть пара откровенно скучных сцен. Да, и якобсоновские голые ноги явно выигрывают по сравнению со штанами и колготками Григоровича
Но и в постановке Григоровича было от чего прийти в восторг... У него очень запоминающиеся основные образы - и стиль. Типичный для советского балета того времени, но и ни на что не похожий. Этот "Спартак" очень... воинственный. Жесткий. Лаконичный. Это видно во всем. Это Спарта! (с) Зато кордебалет как-то не впечатляет, уже не говоря о том, что его откровенно мало для такого спектакля на такой сцене.
Костюмы, в принципе, нравятся, только вызывает некоторое недоумение частая смена костюмов рабов, тогда как аристократия пляшет в одном и том же. Но это так, мелочи. (А вот платье в цветочек у Фригии Якобсона меня просто выбешивает - сама не знаю почему)))
А еще меня глубоко впечатлили декорации: дом Красса, сцена вторжения рабов. Там вверху в центре стены окно, и за ним... вечернее небо. О_о Красиво - слов нет.
Конечно, в идеале объединить бы обе постановки. Но что уж...))) Так что победила дружба)
Вообще я "Спартака" смотрела теперь уже три раза. Два раза Якобсона (в Михайловском и в Мариинском на новой сцене) и один раз Григоровича - в кино. Могу сказать, что больше всего мне понравилось в Михайловском. В Мариинке зал огромный, весь пафос и вся энергетика теряется. А в Михайловском зал маленький, я сидела в амфитеатре бенуара, то есть в самой глубине, и энергия шла такая, что меня аж покалывало.
Кстати, говорят, там идет "Спартак" в еще одной постановке - Георгия Ковтуна. Не была, не знаю, но либретто мне не нравится)))))Персонажичитать дальше
Красс.
У Якобсона Красса, можно сказать, нет вовсе. Так, картонка. Зато у Григоровича... *___* В общем, понятно, да?))
Это ХАРАКТЕР. Очень живой, страстный, агрессивный - даже истеричный местами. Олэнь и герой моих сегодняшних грез Прыгает, мечом-руками машет, девку обнимает, Спартака ненавидит. Прелесть))
Спартак.
И там, и там - сильная роль. Но у Григоровича все-таки эпичнее
Эгина.
Якобсоновская Эгина и григоровичевская - два разных, очень разных персонажа. И пластика у них соответствующая. Первая - все невинное коварство Евы во плоти. Игривая, мягкая, тонкая, бесконечно женственная. (ах, хочу Вишневу в этой партии! Ей должно прекрасно подойти.) В такие сети специально гнать не надо, сам прийдешь. Вторая же - настоящая амазонка, ведьма и стерва. Умная. Тонкая. Властная. В какой-то момент мне даже странно стало, почему она меч Крассу-то отдает))) Еще один тонкий ход, видимо))
Обе Эгины просто великолепны.
Фригия.
Что у Якобсона, что у Григоровича - как-то блекнет на фоне остальных, особенно Эгины. Но у Григоровича больше. Очень пафосная - и на редкость никакая роль.
Есть один персонаж, который играет существенную роль у Якобсона, но отсутствует у Григоровича. Это Гармодий, друг Спартака, которого соблазняет Эгина. Вот мне сегодня его очень не хватало. Его отношения со Спартаком, ссора, их любовная сцена с Эгиной... это ж такая изюминка. Вкусная. Красивая. А Григорович ее выбросил. Фи))) Конечно, за Красса я ему все прощаю, но все же, все же.
В Мариинке Гармодия танцует Александр Сергеев, и это просто вааащеее))) Исполнениечитать дальше
В принципе, я сегодняшним составом вполне довольна (ах, как цинично звучит ). Красс прыгал и бесился хорошо, а главное, очень вхарактерно. Это вообще основной плюс от его выступления: четкая вхарактерность. И гримеры - не гримеры, а боги просто. Такой римский профиль (и фас тоже), такие волосы, такая улыбка.... Качественный такой римско-имперский стервец.
Матушка, правда, углядела некоторую зажатость и натянутость - в прыжках и движениях вообще. Не знаю, она, конечно, у меня опытный балетоман, но мне все понравилось, а эта "зажатость" идеально вписалась в образ военачальника-победоносца, не имеющего права на ошибку.
Прекрасна была Захарова. Правда, других я не видела, но зная ее, думаю, эта роль ей подходит. И ее тело подходит этой Эгине. Имхо.
Спартак... ну, был хорош. Достаточно эпичен, достаточно рельефен. Немножко не дотягивает до "исполинской фигуры", но - фигня все и мелочи.
Фригия. Не знаю, может, мое восприятие этой героини основано на том, что мне не понравилось исполнение, а может, наоборот, но факт - она была никакая. Очень техничная - и при этом абсолютно пресная. Хотя играла старательно и временами даже чересчур (спасибо, крупные планы).
Кордебалет - хорошо, но мало и местами тоже никак. А может, виновато именно кино, так как общий план был доступен зрителю только тогда, когда оператор/режиссер того пожелает. Вот как-то так.
А, да. Рядом с нами в зале сидели родители Михаила Лобухина (Спартак). Мы их спросили, что же они не в Москве, они ответили, что только что оттуда. Ага, и сразу снова на сыночка смотреть)))) Умиление))))