00:07 

Иван Билибин - иллюстратор и оформитель-декоратор

Balerjanka
Хочу иметь я этот мир, весь - от земли до звезд. (с)
Заинтересовала передача "Искусственный отбор" на канале Культура. Всегда любила его иллюстрации...



Иван Яковлевич Билибин (1876 — 1942), русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель, участник объединения «Мир искусства».

Иван Билибин родился в семье военно-морского врача, в 1888 г. поступил в 1-ю Санкт-Петербургскую классическую гимназию, а в 1900 г. окончил юридический факультет Петербургского университета. В 1895—1898 г занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств, затем два месяца учился в мастерской художника Антона Ашбе в Мюнхене. Несколько лет занимался под руководством Ильи Репина в Высшем художественном училище Академии художеств.

В 1899 году Билибин случайно приезжает в деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии. Здесь он впервые создает иллюстрации в ставшем впоследствии «билибинским» стиле к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».

Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками. С 1899 по 1902 он создаёт серию из шести «Сказок», затем то же издательство выпускает сказки Пушкина с иллюстрациями Билибина. В частности, появились «Сказка о царе Салтане» (1905) и «Сказка о золотом петушке» (1910). В 1905 издана иллюстрированная Билибиным былина «Вольга», а в 1911 — сказки Рославлева в издательстве «Общественная Польза». К тому же «сказочному» стилю с древнерусскими орнаментальными мотивами относится постановка оформленной Билибиным оперы «Золотой Петушок» в 1909 в театре Зимина в Москве и др.

Для билибинского рисунка характерно графическое представление. Начиная работу над рисунком, Билибин набрасывал эскиз будущей композиции. Чёрные орнаментальные линии четко ограничивают цвета, задают объём и перспективу в плоскости листа. Заполнение акварельными красками черно-белого графического рисунка только подчеркивают заданные линии. Для обрамления рисунков Билибин щедро использует орнамент.

Во время революции 1905 года художник создаёт революционные карикатуры. После Февральской революции Билибин нарисовал рисунок двуглавого орла, который использовался в качестве герба Временного правительства, а с 1992 года этот орёл располагается на монетах Банка России.:



Иван Билибин был довольно хорош собой, обладал обходительными манерами - и был весьма влюбчив. Был женат три раза:
— Мария Яковлевна Чемберс (Чемберс-Билибина). В браке с Билибиным состояла с 1902 по 1911 г., мать его сыновей Александра (1903—1972) и Ивана (1908—1993). В 1914 г. уехала с детьми в Англию; в Россию с тех пор не возвращалась.
— Рене Рудольфовна О’Коннель-Михайловская (урожд. О’Коннель; 1891—1981). Родилась в Париже, приехала в Россию около 1910 г. Жена Билибина с 1912 по 1917 г. В середине 1930-х гг. была репрессирована в ссылке вышла замуж в третий раз. После войны жила в Ленинграде.
— Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая. Родилась в Александровске (Запорожье). Жена Билибина с 1923 г. С этого времени жила вместе с ним во Франции; в 1936 г. вернулась с ним в Ленинград.

В 1915 году Билибин участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени.
После Октябрьской революции Билибин уезжает в Крым в Батилиман, где живёт до сентября 1919 года. До декабря 1919 он находился в Ростове-на-Дону, затем с отступлением белой армии попадает в Новороссийск.

21 февраля 1920 г. на пароходе «Саратов» Билибин отплывает из Новороссийска. Из-за наличия больных на борту пароход не высаживал людей в Константинополе или на Кипре, а прибыл в Египет, где русские беженцы были помещены английскими властями в лагерь в Тель-эль-Кебире. С 1920 он живёт в Каире. В Египте Билибин работает над эскизами панно и фресок в Византийском стиле для особняков богатых греческих купцов. Изучает египетское искусство, сначала мусульманское и коптское, потом искусство древнего Египта. Летом 1924 путешествует с семьёй по Сирии и Палестине. В октябре 1924 поселяется в Александрии.

В августе 1925 Билибин переезжает в Париж. В это время он готовит блистательные декорации к постановкам русских опер, художника приглашают оформить балет Стравинского «Жар-птица» в Буэнос-Айресе и ряд опер в Брно и Праге. Выполняет иллюстрации к русским сказкам, сказкам братьев Гримм, сказкам Тысячи и одной ночи.
С годами он примиряется с советской властью. В 1935—1936 он участвует в оформлении советского посольства в Париже, создаёт монументальное панно «Микула Селянинович».

В 1936 году художник возвращается на родину и поселяется в Ленинграде. Билибин преподаёт во Всероссийской Академии художеств, продолжает работать как иллюстратор и художник театра. Последней работой знаменитого художника стала подготовительная иллюстрация к былине «Дюк Степанович» в 1941 году.

Умер от голода в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 года. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.

"Василиса Прекрасная" - пожалуй, моя любимая иллюстрация, не только Билибина, но и вообще…
Мгновенно переносит в мир сказки, где даже то, что страшно - прекрасно.



"Иван-Царевич" - одна из самых известных.



Иллюстрация к сказке "Золотой петушок"



Остров Буян из сказки "О царе Салтане"



"Морозко"



"Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что"




Царевич Фронтиспис из "Сказок русской бабушки" - вот этот сюжет мне неизвестен, но картинка загляденье.



"Илья Муромец и Святогор"



"Микула Селянинович"



Ну, и напоследок - непременный Алконост


@темы: художественное, оно прекрасно, заметки на полях

URL
   

Гнездо певчей птицы

главная